Функциональная грамотность
План проведения
декады функциональной грамотности
«На математической волне»
Дата | Тема | Мероприятия |
28.02, 02.03,09.03 | Открытие
декады функциональной грамотности «На математической волне» Афоризмы дня «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». (Н.Е. Жуковский) «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». (Б. Паскаль) |
Просмотр и обсуждение видеоролика «Геометрия в природе» (анкета для обсуждения из 5 –ти вопросов) (8-9 кл) https://www.youtube.com/watch?v=8er-Mc_IU9k
Насколько вы хороши в математике» онлайн тест https://www.youtube.com/watch?v=9NUUZw52wGc (7-9 кл) Конкурс «Синквейн в математике» (3-4кл) Занимательный час математики «Числа правят миром»(1 класс)
|
16.03. | Читательская грамотность
«Нельзя быть настоящим матема-тиком, не будучи немного поэтом». (К. Вейерштрасс) |
Викторина «Самый сообразительный» (5-6кл)
Презентация «Путешествие в историю Математики» (7-9кл) |
23.03. | Финансовая грамотность
Афоризм дня «Часто говорят, что цифры управ-ляют миром; по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры пока-зывают, как он управляется». (И. Гете)
|
Викторина «Экономические загадки» (5-8 кл) Онлайн-тестирование (9кл) на сайте «Хочу-могу-знаю» |
04.-08.04
29.04 |
Естественнонаучная грамотность
Афоризм дня «Великая книга природы написана математическими символами». (Галилей) |
Творческие работы (рисунки) «Математика в природе» (5-9кл)Просмотр и обсуждение видеоролика «Математика в природе» (9 кл) https://www.youtube.com/watch?v=8VgwrBTwpT A Презентация «Математика в изобразительном искусстве» |
06.05 | Глобальные компетенции
Афоризм дня «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов) |
Математический квест (веб-квест)(5-7кл) https://scratch.mit.edu/projects/359986909
«Числовая гармония судоку» ( 8-9 кл) Творческие проекты «Геометрический портрет (натюрморт, пейзаж), (5-9 кл) |
12.05
|
Креативное мышление
Афоризм дня «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А.Франц) Подведение итогов Декады функциональной грамотности «На математической волне» |
Выпуск отчетной газеты.
«Самое красивое решение» (конкурс). (5-9 кл)
Награждение победителей и активных участников и организаторов математических мероприятий. Размещение материалов на сайте и в сообществе в соцсети. |
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 8,9 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Примеры заданий по математической грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Страница официального сайта ЦРО, посвященная функциональной грамотности
Нормативно-правовые документы муниципального уровня |
---|
Промежуточный анализ работы УОА Погарского района и общеобразовательных организаций района по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-9 класса 2021-2022 учебный год |
Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов по материалам банка заданий РЭШ по формированию функциональной грамотности |
Базы данных педагогических работников, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в образовательных организациях Погарского района в 2021-2022 учебном году |
Муниципальный план Функциональная грамотность 2021 |
Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности 2021-2021 уч. год
Нормативно-правовые документы школьного уровня
Информация о проделанной работеИнформация о проделанной работе УОА Погарского района по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов образовательных организаций Погарского района
Данная работа выявила следующие недостатки в усвоении обучающимися материала по формированию функциональной грамотности. 8 класс: — обучающиеся затрудняются в извлечении нужной информации из составного (часто не учебного) текста, в ответе на вопросы, которые требуют соотнести информацию с одним из представленных текстов; — часто не могут установить требуемый уровень точности ответа; — затруднения в нахождении и извлечении нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; — не все могут использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением и без привлечения фоновых знаний; — трудности в установлении связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.); — оценивание содержания и формы текста (понимание коммуникативного намерения автора, назначения текста); — обучающиеся не смогли сделать выводы на основе сравнения данных, устанавливать связи между событиями, не продемонстрировали умения применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления; — обучающиеся не смогли распознать и формулировать цель исследования; -обучающиеся не справилось с заданиями, проверяющими основы химических понятий, в связи с тем, что курс химии они только начали изучать в 8 классе; 9 класс: — обучающиеся не справились с заданиями, проверяющими умение находить и извлекать информацию из текста; — понимать графическую информацию; — делать выводы на основе сравнения данных; — устанавливать связи между событиями или утверждениями; — использовать информацию для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; — высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; — у обучающихся вызвало затруднение умение распознавать и формулировать цель данного исследования; — не все обучающиеся умеют анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; — вызывает затруднение умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; — трудности в умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; — наибольшие трудности вызвало составление числового выражения и вычисление процентов. — большинство обучающихся не справилось с заданием, проверяющим умение применять свойства прямоугольного треугольника: выявлять зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, между сторонами. — обучающиеся не смогли правильно выполнить задания, в которых проверялось умение выявлять истинные утверждения относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика, вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни. Пути устранения недочетов: — повышение уровня функциональной грамотности обучающихся за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, т. е. за счет достижения планируемых стандартом предметных, метапредметных и личностных результатов образования; — включение тем и модулей отдельных видов функциональной грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (экономику и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки; — реализация в учебном процессе комплексного системно-деятельностного подхода, включающего решение различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формируются в рамках предмета как на уроках, так и дома; — внедрение отдельных видов функциональной грамотности в образовательную практику школы через включение их в программы воспитания и социализации.
— педагоги нуждаются в повышении квалификации по формированию функциональной грамотности обучающихся; — использование банка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся; — организация дополнительных курсов внеурочной деятельности, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся; — разработка и внедрение рабочих программ курсов внеурочной деятельности п направлениям «Математическая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», «Финансовая грамотность», «Информационная грамотность» и «Читательская грамотность». Выписка из протокола педсовета Выступление на школьном методическом объединении Протокол школьного методического семинара Функциональная грамотность младших школьников
|